Звезды «Мишлен»: что это такое и зачем они нужны
Французская компания «Мишлен» известна как один из крупнейших производителей шин для автомобилей, велосипедов и самолетов. Однако шины — это не все, чем славится «Мишлен». Не менее знаменита компания ресторанным гидом, который оценивает гастрономические заведения и служит ориентиром для гурманов по всему миру.
Как появился гид Мишлен
Первый справочник «Мишлен» увидел свет в 1900 году. Изначально он представлял собой список отелей, закусочных, ремонтных мастерских, автомобильных стоянок и других полезных для путешественника мест. Гид не пользовался особой популярностью, хотя и распространялся бесплатно.
В 1920 году тогдашний владелец компании Андре Мишлен посетил одну из своих шинных мастерских и обнаружил, что справочники использовались, чтобы подпирать скамейки. Решив, что люди ценят только то, за что платят, он начал продавать справочники и не прогадал — их популярность начала расти.
В 1926 году в гидах появился рейтинг ресторанов в соответствии с ценами: дорогие рестораны помечались одной звездой. Пять лет спустя появились вторая и третья, а с 1936 года звездочками стали обозначать не цену, а качество:
* — очень хороший ресторан;
** — отличная кухня, ради ресторана можно отклониться от задуманного маршрута;
*** — великолепная работа шефа, сюда нужно предпринять отдельное путешествие.
Гид Мишлен в наши дни
Справочники выпускают для европейских стран и отдельных городов Европы. Также существуют гиды по Нью-Йорку, Лос-Анджелесу, Лас-Вегасу, Чикаго, Сан-Франциско; Токио, Киото и Осаке (одним гидом), Гонконгу и Макао (одним гидом).
С точки зрения гида, атмосфера, обслуживание, интерьер и цена вторичны по отношению к вкусу блюд, однако точные критерии оценки до сих пор держатся в секрете. Оценивают рестораны инспекторы — люди разных профессий, не всегда связанных с индустрией питания.
Звезды присуждаются ежегодно. Потеря звезды для ресторана не только оборачивается личной трагедией для шефа, но и ведет к снижению доходов: разница в обороте заведения до и после публикации нового рейтинга может составлять миллионы евро.
Гид «Мишлен» часто критикуют за то, что большинство звездных ресторанов относятся к французской кухне. Несмотря на это, справочник по сей день считается самым авторитетным изданием среди себе подобных и является отличным подспорьем для путешественников.
Мишлен в России
В конце 2020 года международный директор гидов «Мишлен» Гвендаль Пулленек объявил о том, что с 2021 года российские рестораны тоже будут оцениваться кулинарным путеводителем. Первый справочник по московским ресторанам выйдет уже в этом году.